Жемыславль — дворец Уместовских

 

Жемыславль — удивительное место. В Беларуси не так часто удается встретить аутентичные усадьбы с богатой историей, затерявшиеся во времени. Находясь там, сложно понять, какой год на календаре — 1877 или 2014. Все дело в особом культурном климате Беларуси, где никогда ничего не происходит: жизненный цикл идет самотеком, без вмешательств извне. Вот так и стоит, оскаливаясь облезлым фасадом, один из самых красивых дворцов Беларуси — дворец Уместовских.

Жемыславль — небольшая деревня, стоящая на берегу реки Гавья. Считается, что название пошло от шляхетской семьи Жемлов. В XVIII веке деревня в списке приданого перешла к семье магнатов Пацов, однако ни их, ни следующих владельцев эти земли всерьез не интересовали.

Началом строительства нового усадебного комплекса принято считать 1805 год, когда польский магнат Якуб Уместовский купил местный фольварк. После его скорой смерти возведение усадебного комплекса продолжили его сын Казимир, а чуть позже его жена Юзефа. Внешне дворец должен был стать копией польской королевской резиденции Станислава Августа «Лазенки», построенной в 1784-1795 годах. Главными причинами такого проектного решения, по мнению многих историков, являются чрезмерная амбициозность молодой польской шляхты, а также ностальгия по временам Речи Посполитой. В итоге процесс строительства такого роскошного комплекса из-за дороговизны и возникших финансовых трудностей растянулся на долгие годы. Казимир Уместовский до этого времени не дожил, дворец достроила Юзефа в 1877 году. Архитектор дворца подлинно не известен, предполагают, что это был Л. Маркони.

С 1877 года хозяином имения стал сын Юзефы — Владислав. Именно он и заканчивал строительство дворца.

Комнаты отапливались красивейшими мраморными печками и каминами в «парижском стиле». Паркетный пол почти по всей усадьбе был выложен орнаментом. А стены украшали дубовые панели и фресковые росписи. Мебель была ручной работы, с резьбой. Вся прислуга не помещалась в небольшом доме, поэтому селилась либо в подвальных помещениях, либо в соседних зданиях.

К концу 1880-х годов, когда основное строительство было закончено, начались работы по возведению пейзажного парка вокруг дворца. Парк построен по проекту французского садовника Ямайса, который в формировании парадной части отдал предпочтение симметрично-осевому решению. Центром композиции и стал двухэтажный дворец.

К дворцу, построенному в стиле классицизма, вела широкая восьмидесятиметровая липовая аллея. Дворовой фасад выходил на берег небольшого пруда. Одна из самых ярких деталей архитектуры — бельведер кубичной формы с рустованным парапетом.

Бельведер (от итал. belvedere — «прекрасный вид») — лёгкая надстройка над зданием, позволяющая обозревать окрестности.

 

В центре главного фасада Т-образного симметричного двухэтажного каменного дворца располагался прямоугольный ризалит с лоджией.

Ризалит (от итал. risalita — «выступ») — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания.

В одном из залов дворца.

Следующий зал оборудован сценой. В советское время на территории дворца функционировал клуб.

Мраморные печки и камины в «парижском стиле» в свое время обогревали этот дворец.

На своем веку дворец Уместовских в деревне Жемыславль повидал несколько эпох. Функциональное предназначение объекта постоянно менялось. Из резиденции шляхетского рода дворец превращался в научную базу Виленского университета, санаторий для немецких военных в Первую мировую войну, культурный и административный центр сельсовета и колхоза в советское время. Пережив без особых потерь две мировые войны, более всего дворец пострадал в 2012 году в результате пожара, который произошел по причине несанкционированного демонтажа систем отопления. Сейчас здание находится в аварийном состоянии и полностью закрыто для посещения.

http://meridian28.com