Последний памятник иезуитского монументального зодчества

Лучай — поселение в излучине р. Лучайка (отсюда и название — от слова «лука» — изгиб, излучина реки), на перешейке между трех озер.

Впервые упоминается в 1542 г.. Среди его владельцев — Забжезинские, Ваньковичи, Рудомины, Огинские, Мостовские.

Но «золотой век» Лучая, время его наибольшего расцвета связано с известнейшим княжеским родом Огинских. Имение Лучай Огинские купили в 1731 г. Владелица Лучая Эльжбета Огинская была просвещенной женщиной, поклонницей наук. До наших дней в Лучае сохранился фундамент башни астрономической обсерватории Виленского университета, которую основала княгиня Эльжбета. Благодаря Огинской в Лучае проводились астрономические наблюдения, целью которых было установить точные географические координаты поселения.

Kostel-sv-Tadeusha-Luchay

Лучай был любимейшей резиденцией Эльжбеты Огинской. Вместе со вторым мужем Антонием Лузиной она построила здесь роскошный дворец в стиле классицизма, впоследствии перестроенный Мостовскими в середине XIX в. Это было двухэтажное каменное здание, прямоугольное в плане, но имеющее боковой выступ (ризолит) «черного хода». Нижний этаж считался жилым, а на втором этаже размещались представительские залы для приема гостей и огромная оранжерея — «зимний сад».

В 20-30-х гг. XX в., когда Лучай входил в состав Польши, в здании дворца была открыта сельскохозяйственная школа на 120 учеников, где преподавали садоводство, пчеловодство, полеводство и столярное дело. В 1933 г. ее посетил министр сельского хозяйства Польши как образцовое учебное заведение.

Здание дворца было уничтожено во время второй мировой войны. Сохранились лишь фрагменты парка, живописно размещенного над Лучайским озером, аллеи которого еще помнят шаги Михала-Клеофаса Огинского, автора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной» (владельцы Лучая Огинские были его близкими родственниками).

Лучай._Касцёл_св._Тадеуша_(Пастаўскі_р-н) В 1766 г. Эльжбета Огинская (Пузынина) основала здесь иезуитский костел, который был закончен через 10 лет уже ее братом Тадеушем Огинским (брату она подарила свое лучайское имение). Трёхнефовая крестово-купольная базилика с двухбашенным фасадом-нартексом была освящена в 1777 г. виленским епископом Ф. Тавяньским в честь апостола Тадеуша (Фаддея) — небесного покровителя Тадеуша Огинского. Храм уникален тем, что принадлежит к переходному типу — не смотря на многочисленные еще элементы стиля барокко, в нем уже четко прослеживаются черты нового направления — классицизма.

600

Верхние части башен, выступающие над крышей храма, решены как небольшие античные храмики, только с четырьмя одинаковыми фронтонами вместо двух. Завершаются они круглыми барабанами со шлемовидными куполами. Автором проекта храма считают итальянского архитектора Карло Спампани, который в то время преподавал архитектуру в Виленской академии иезуитов.

Вся поверхность стен и сводов храма украшена «объемной» фресковой разрисовкой в технике гризайль, имитирующей скульптурную лепку.